Сельское хозяйство, помощь государства лпх

Содержание
  1. Сельское хозяйство
  2. реальная помощь государства
  3. Как государство поддерживает ЛПХ
  4. О государственной поддержке личного подсобного хозяйства
  5. Помощь государства лпх
  6. Как открыть личное подсобное хозяйство
  7. Что такое личное подсобное хозяйство
  8. Земля для бизнеса
  9. Как получить землю
  10. Преимущества бизнеса
  11. Нюансы изготовления сельхозпродукции
  12. Кредитование и субсидии
  13. Государственная поддержка
  14. Составление бизнес-плана

Сельское хозяйство

Форум о сельском хозяйстве для сельского хозяйства

  • Список форумовЖивотноводствоПрочее
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати

реальная помощь государства

Модераторы: Denis, spring

реальная помощь государства

NATALI X » Ср июн 22, 2011 8:00 pm

Re: реальная помощь государства

nadezhda_yakimenko » Пт дек 02, 2011 12:11 pm

В большинстве регионов страны на развитие личного подсобного хозяйства или начало предпринимательской деятельности выделяются деньги. Их, конечно, очень мало, всего около 60 тысяч рублей. Но для начала работы, да еще в сельской местности, вполне достаточно. Тем более, если вы не будете покупать корову или породистую козу. Маленькие поросята стоят недорого, птенцы уток, гусей и цыплята — еще меньше.

А деньги эти получить тоже достаточно просто, надо обратиться в центр занятости и они подскажут, какие документы необходимо предоставить для получения пособия. Кроме этого, выделяется субсидия на развитие личного подсобного хозяйства малоимущим семьям в размере 20 тысяч рублей. Так что, ходить и просить можно. Дадут, будьте уверены.

Как государство поддерживает ЛПХ

В комментариях к федеральному закону о личном подсобном хозяйстве написано, что субъектам Федерации дано право самим устанавливать предельные (максимальные) размеры земельных участков, предоставленных для ведения ЛПХ. А каков механизм выявления и «отъема» лишних соток? Можно ли владельцам ЛПХ, ожидать какой-либо государственной помощи?

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» не устанавливает механизм выявления суперкрупных личных подсобных хозяйств и порядок устранения допущенных нарушений по превышению максимального размера общей площади участков, занятых ЛПХ.

Видимо, в этом случае в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса РФ на практике будет применяться аналогия закона, то есть, в переводе с юридического на понятный всем язык, станут применять законы, регулирующие сходные отношения.

И в данном конкретном случае можно ориентироваться на нормы статьи 5 федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в которой установлено, что если «нарушаются требования максимального размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруги и близких родственников, и собственник не произведет в течение года отчуждение сверхнормативной площади, то учреждение юстиции (регистрационная палата) обязано в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ, который в течение месяца обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении собственника к продаже лишней земли».

Что же касается государственной поддержки ЛПХ, то на этот счет в комментируемом законе есть соответствующая статья 7, так и озаглавленная: «Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств».

В статье записано:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций».

Поддержка со стороны государства

За многолетнюю практику ведения гражданами ЛПХ выработаны различные формы государственной и иной поддержки. Вот примеры.

В соответствии с указом президента РФ от 7 июня 1996 года за номером 819 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств», начиная с 1997 года, выделялись средства из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков ЛПХ, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельхозтехники, инвентаря и оборудования. Эта норма действует и по сей день.

Государственной поддержкой является и освобождение владельцев ЛПХ полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей в соответствии с федеральными законами. Так, согласно подпункту 13 части 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения доходы граждан от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах.

Кроме того, в соответствии со статьями 6 и 8 закона РФ «О плате за землю» земельный налог на наделы ЛПХ в границах и вне черты сельских поселений приравнен к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций, то есть его размер в 10 раз меньше, чем налог, взимаемый с дачников или с владельцев земельных участков для ИЖС. В черте городских поселений для ЛПХ налог равен 3 процентам от ставок земельного налога, установленного в конкретном городском поселении.

Соответствующими законами определены льготы на подоходный налог (налоговые вычеты на расходы при приобретении земельных участков, жилых домов, хозяйственных сооружений и строений), налог на имущество, расположенное на земельном участке ЛПХ, плата на забор воды для орошения и т.д.

О государственной поддержке личного подсобного хозяйства

В деревне остался после смерти дедов дом, который перед их смертью в 2010 году был признан непригодным для проживания. Мама вступила в наследство, дом и землю оформила по закону. Ведём там приусадебное хозяйство: сажаем огород и держим пасеку. Существует ли какая-нибудь государственная программа, по которой можно получить субсидии на реконструкцию дома? Дед был ветераном войны и инвалидом.

Ответы юристов ( 1 )

ДОБРЫЙ ДЕНЬ -Особых льгот для ЛПХ нет — ПУСТЫЕ ФРАЗЫ Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями и дополнениями)

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

Перечень бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Минсельхоза РФ, утвержденный Минсельхозом РФ 20 января 1992 г. N 2-27-145

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств см. постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 758

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 27 июня 1996 г. N 758
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ САДОВОДОВ, ОГОРОДНИКОВИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1999 N 966, от 06.06.2002 N 388)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. N 819 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» Правительство Российской Федерации постановляет:1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления оказывать населению всемерную помощь в создании благоприятных условий для ведения коллективного садоводства, огородничества и развития личных подсобных хозяйств.2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации с участием Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России с учетом предложений Союза землевладельцев России, Союза землепользователей России, Российского земского движения и других заинтересованных организаций представить до 1 октября 1996 г. в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов «О личном подсобном хозяйстве» и «О коллективном садоводстве и огородничестве», предусмотрев в них снижение налогов с садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств, освобождение указанной категории граждан от уплаты взносов во внебюджетные фонды с последующими внесениями изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, меры по развитию необходимой инфраструктуры в местах сосредоточения садоводческих и огороднических товариществ.3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центросоюзом России, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и Союзом землепользователей России в месячный срок разработать порядок закупок излишков продукции, произведенной садоводами, огородниками и владельцами личных подсобных хозяйств.4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации: обеспечить расширение услуг, предоставляемых садоводам, огородникам и владельцам личных подсобных хозяйств через систему государственного племенного, ветеринарного и агрозоотехнического обслуживания, а также осуществлять поставку для них молодняка скота и птицы, сортовых семян овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур, органических удобрений; выделить в 1996 году из государственного лизингового фонда для садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования 100 млрд. рублей.5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать в 1996 — 1997 годах сеть машинно — технических станций и пунктов проката техники для обработки земельных участков садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств.6. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации предусматривать начиная с 1997 года: абзац утратил силу с 1 января 1999 года. — Постановление Правительства РФ от 27.08.1999 N 966;(см. текст в предыдущей редакции)в федеральном бюджете средства на проведение финансовой аренды (лизинга) для садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств отдельной строкой.(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2002 N 388)(см. текст в предыдущей редакции)7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить полное удовлетворение потребности населения в пастбищах и сенокосах для личного скота; предоставлять на льготных условиях помещения и коммунальные услуги областным, краевым, республиканским и районным объединениям садоводов и огородников, осуществляющим координацию деятельности садоводческих товариществ и оказывающим бесплатно консультационную помощь садоводам и огородникам по организационным, строительным, агрономическим, правовым и другим вопросам; пересмотреть действующие нормы застройки садовых участков, а также проекты организации и застройки территорий садоводческих товариществ в целях защиты прав членов этих товариществ. 8. Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации упростить формы бухгалтерской и налоговой отчетности для садоводческих товариществ и установить периодичность представления отчетности не более одного раза в год.9. Министерству внутренних дел Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить меры по усилению защиты собственности граждан, имеющих садовые участки, оказывая им помощь в организации при садоводческих товариществах добровольных дружин и пунктов охраны общественного порядка.
Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН

Помощь государства лпх

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ И ИХ КООПЕРАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.Личное подсобное хозяйство — переход от социалистической экономики к рынку.
Сельские жители имеют одно неоспоримое преимущество перед горожанами — земельный участок и подворье, так называемое личное подсобное хозяйство (ЛПХ).
При социалистической экономике наличие ЛПХ было для семьи весомой прибавкой к бюджету. С огорода семья обеспечивала себя овощами и картофелем. Корова, один-два поросенка, пара овец и куры — в итоге свежее молоко, мясо и яйца круглый год. Излишки продукции реализовывались на колхозных рынках и закупались потребкооперацией по очень выгодным ценам. Продукция в ЛПХ производилась практически только за счет ручного труда, при минимальном применении достижений аграрной науки. Но, несмотря на это, а где-то и благодаря минимальному применению достижений химической промышленности, продукция ЛПХ выгодно отличалась от предлагаемой колхозами и совхозами.
Конкуренция была между качественным товаром на рынке и менее качественным в магазине. Вся производимая в личном подворье продукция находила сбыт. Целые села производили продукцию на своих огородах и подворьях в объемах, изначально ориентированных на реализацию, а не на собственное потребление. То есть личное подворье уже при социализме стало товарным во многих населенных пунктах.
В современной экономике в вопросах сбыта продукции многое изменилось. В прежнем понимании колхозный рынок свои позиции утратил. Хотя и сегодня горожане покупают продукты на рынке, однако доля прямых продаж от владельцев ЛПХ значительно уменьшилась.
В условиях рыночной конкуренции уровень рентабельности крупного, тем более поставленного на промышленную основу, сельскохозяйственного производства превосходит практически любое ЛПХ. Об этом же говорит и опыт других стран. Например, в США, стране с многолетней традицией фермерства, идет сокращение количества мелких хозяйств. Аналогичные процессы происходят и в сельском хозяйстве Дании.
Говорить об аналогии ЛПХ с малыми фермерскими хозяйствами (ФХ), можно только с оговорками. Во-первых, ведение ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности, а фермерство — деятельность предпринимательская. Во-вторых, личное подворье изначально имеет, как правило, сформированные многолетним опытом сельской жизни, физические ограничения по площади земельного участка и надворных построек. При занятии животноводством, значительные ограничения накладывают расположение помещений для содержания скота в непосредственной близости от жилых помещений.
В то же время, определенную аналогию между ЛПХ и малыми ФХ можно провести. Например, в США по данным сельскохозяйственной переписи 1997 года более 570 тыс. фермерских хозяйств из 1912 тыс. имеют доход в пределах 5 тыс. дол. [4, стр. 326] и обеспечивают лишь часть доходов семьи, то есть фермер и члены его семьи в той или иной степени заняты на других работах, не связанных с фермерством. По данным сельскохозяйственной переписи США 2002 г. 58% ферм в период с 1998 по 2002 гг. имели реализацию продукции менее чем на 10 тыс. долларов в год.
Это притом, что в США фермерским хозяйством считается объект, который производит в течение года сельскохозяйственной продукции на сумму 1 тыс. и более долларов.
В период реформ в нашей стране ЛПХ граждан приобрели юридический статус с принятием закона «О личном подсобном хозяйстве» №112-ФЗ от 7 июля 2003 года. Особое внимание этому сектору экономики государством стало уделяться с 2006 года при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». При этом основной упор сделан на облегчение доступа граждан, ведущих ЛПХ, к кредитным ресурсам, в том числе за счет субсидирования из бюджета затрат на оплату процентов.
2. Градация ЛПХ по критерию товарности. Комплекс вопросов, требующих решения для эффективного развития ЛПХ и малых ФХ.
В современных условиях личные подсобные хозяйства, в зависимости от степени их участия в поставках для реализации производимой продукции, уровню специализации, можно разделить на три категории:
Нетоварные — производят продукцию только для собственного потребления и продают ее только при случайном появлении излишков (очень урожайный год) или экстренной потребности в денежных средствах;
Низкотоварные – производят продукцию для собственного потребления и реализации излишков, не имеют выраженной специализации;
Высокотоварные — производят продукцию, прежде всего для реализации и частично собственного потребления, имеют специализацию.
С точки зрения социальной значимости необходимо рассматривать все три варианта. В населенных пунктах, где нет корпоративного, либо крупного фермерского предприятия, или оно не обеспечивает эффективной занятости всего населения, развитие ЛПХ часто единственный способ получения дохода и обеспечения занятости.
В октябре 2005 года в двух населенных пунктах Старожиловского района Рязанской области мной был проведен опрос жителей с целью выявить их мнение о роли подворья в обеспечении доходов семьи, а также понять имеющиеся трудности и проблемы, мешающие ЛПХ быть более эффективным.
Большинство опрошенных (78%) хотело бы, чтобы личное подворье приносило дополнительный доход. В качестве возможностей для его увеличения 50% рассматривали дополнительное приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, а более 1/3 – приобретение сельскохозяйственного инвентаря и средств малой механизации. При этом только 29% опрошенных рассматривали возможность получения кредита на вышеуказанные цели. Большая часть (89%) за финансовой помощью на развитие ЛПХ готова обратиться, в первую очередь, к родственникам и соседям.
На вопрос «Какую помощь вы бы хотели получить?» каждый пятый ответил – юридические консультации (21,8%); каждый шестой — создание информационной службы для обмена информацией между сельхозтоваропроизводителями (16,4%); 5,5% опрошенных — помощь в организации создания сельского кооператива.
Кроме указанного опроса одновременно были проведены несколько анкетирований и персональных собеседований с владельцами ЛПХ в селах Рыбновского, Спасского и Сараевского районов Рязанской области.
Обобщение полученной информации, позволяет сделать вывод о том, что владельцы ЛПХ в процессе своей хозяйственной деятельности сталкиваются с проблемами, не менее актуальными и для фермеров, а характеризуются они неразвитостью инфраструктуры обслуживания мелких сельхозтоваропроизводителей, включающую:
снабжение материально-техническими ресурсами, в том числе сельскохозяйственной техникой, инвентарем, оборудованием для первичной обработки и переработки сельхозпродукции и пр.;
хранение произведенной продукции до периода ее выгодной реализации (доступ к хранилищам в форме аренды складских площадей, строительство собственных товарных складов);
первичную переработку сельскохозяйственной продукции;
сбыт произведенной продукции.
Растениеводство в ЛПХ практически не имеет механизации, мало используются современные наработки ученых и практиков в области семеноводства, защиты растений. Животноводство также в большинстве своем имеет примитивные технологии. Прежде всего, здесь сказывается недостаток информации, отсутствие системы обучения, специальных научных разработок по организации эффективного производства в условиях ЛПХ. А для получения стабильных доходов от личного подсобного хозяйства необходимо соблюдение целого ряда условий. Таких, например, как:
наличие опыта (привычки) производства продукции в конкретном населенном пункте;
наличие земельных угодий: пашни, пастбищ, лугов;
наличие инфраструктуры для обслуживания производства: ветслужба, механизация обработки почвы, поставка семян, комбикормов;
наличие стабильного рынка сбыта продукции и конкретного покупателя, заинтересованного в продукции, производимой ЛПХ;
заинтересованность населения в объединении для создания товарного объема продукции, наличие формального или неформального лидера;
наличие организационной структуры, которая в рамках государственной политики производит полностью весь объем работ по поддержке малых форм хозяйствования на селе.
3. Возможные варианты производства продукции в личных подсобных хозяйствах.
Основные виды продукции, производимые ЛПХ, по своему ассортименту, сортовому составу и объему товарных партий не претерпевшие изменений за период рыночных реформ, оказались неконкурентоспособными в современных условиях. А отсутствие современных технологий и средств механизации в доступном для населения виде не позволяет поднять эффективность за счет увеличения объемов производства.
Проведенный прогнозный анализ возможных направлений развития производства в условиях ЛПХ, которые бы обеспечивали стабильный доход семьи, возможность механизации производственных процессов, использование современных достижений сельскохозяйственной науки и практики, в качестве перспективных выявил следующие виды деятельности:
Откорм свиней при наличии поголовья до 50 и даже до 100 голов с применением автоматических кормушек. Желательно иметь типовой проект размещения поголовья с организацией навозоудаления.
Откорм бычков, в том числе с их содержанием на подсосе. Также желателен типовой проект под поголовье, обеспечивающее экономическую эффективность откорма.
Производство молока с поголовьем до 10 голов с механизацией доения, поения и удаления навоза. Желателен проект типового помещения на 2, 3, 5, 10 голов;
Выращивание картофеля и овощей определенных сортов.
Разведение овец.
Разведение молочных коз.
Выращивание гусей и индоуток.
Выращивание фруктов и ягод: яблок, клубники, малины, смородины.
Производство меда.
Разведение кроликов, в том числе по методу Михайлова.
Все эти и, возможно, какие-то другие направления развития прозводства продукции в условиях ЛПХ и малых фермерских хозяйств могут быть реализованы только при условии развития разного рода кооперации.
Очень важная роль в обеспечении успеха при работе с населением принадлежит способам доведения информации. Необходимо предоставить объективную информацию, рассказать об имеющемся опыте. И в тоже время, избежать популизма. Тема не может быть разовой, ведь сельские жители на основе полученной информации будут принимать решения. А ошибка может стоить очень дорого и привести в лучшем случае к пустой трате времени, а в худшем – к разорению. В качестве одного из способов решения этой проблемы все активнее используется интернет. Сайт «Сельскохозяйственная кооперация», консультантом которого я являюсь с момента его создания в 2009 году, один из наиболее информативных и активно развивающихся российских интернет-ресурсов по кооперативной тематике.
4. Задачи органов государственной власти и местного самоуправления, ученых.
Вопрос развития сельских территорий требует внимания как ученых, так и органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку он многомерен и однозначных решений не имеет. Необходимо обеспечить изучение сложившейся ситуации на селе по следующим составляющим:
структура населения, уровень его занятости и доходов;
традиции производства продукции в ЛПХ;
емкость рынка продукции, которую возможно произвести в ЛПХ;
имеющиеся каналы сбыта, снабжения и обслуживания.
Выработать научно — обоснованный прогноз развития ситуации, обозначить направления, имеющие перспективу, оградить население от «путей, ведущих в тупик».
Обеспечить проведение организационно — обучающих совещаний, встреч с представителями бизнеса, заинтересованных в продукции ЛПХ (молзаводы, мясоперерабатывающие предприятия, консервные заводы и др.)
Малый сельский товаропроизводитель должен быть объединен неким ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, который выстроит бизнес, заработает сам и обеспечит получение стабильного дохода ЛПХ и малым ФХ.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – это и маркетинг, и логистика, и контроль конкурентной среды, и поддержание 2х-3х направлений деятельности для обеспечения устойчивой работы системы.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – термин, обобщающий суть процесса. Представленный в любом юридическом статусе: кооператива, ООО, ИП, ОАО, главное, что он даст крестьянину возможность сконцентрировать усилия на производстве продукции. Оптимальный вариант такого предпринимателя, выработанный мировым опытом – КООПЕРАТИВ. Однако в российском законодательстве и, к сожалению, в восприятии людей, задействованных в процессе их организации, кооперативы лишены основных предпринимательских функций.
В то время как в руководстве для фермеров, приступающих к созданию кооператива в американском штате Небраска, кооператив однозначно определяется как бизнес, находящийся в собственности и работающий под контролем людей, которые пользуются ее услугами.
Определение предпринимательства, применяемое в российской практике, не мешает распространить его и на кооперативы, создаваемые фермерами и владельцами товарных ЛПХ. При условии, что кооперативы будут продолжением бизнеса своих участников. А их некоммерческая сущность, закрепленная законом, будет проявляться в генерировании дополнительной прибыли для своих членов. «Предпринимательство, бизнес — инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена)».
Для владельцев малых форм хозяйствования важна объективная оценка, как своих преимуществ, так и своей уязвимости на рынке и учиться объединяться. А объединившись, развивать свои кооперативы как неотъемлемую часть собственного бизнеса.
5 . Примеры нового подхода к организации работы ЛПХ на основе их интеграции с малыми фермерскими хозяйствами.
Организация в ЛПХ и ФХ откорма свиней с применением современной технологии кормления.
При организации эксперимента изначально ставилось целью создать систему кооперации при откорме свиней, а также на практике подтвердить или опровергнуть возможность применения технологии откорма на сухих комбинированных кормах молодняка, полученного в специализированных репродукторах, с использованием автоматических кормушек.
При этом необходимо было устранить основные проблемы выращивания свиней в ЛПХ и малых ФХ, такие как:
риск близкородственного скрещивания,
приобретение слишком маленьких поросят для откорма, необходимость их кормления молоком, риск гибели в первые дни жизни,
несбалансированное разнотипное кормление,
непривлекательность и высокая трудоемкость процесса откорма.
В экспериментальных хозяйствах планировалось организовать в ЛПХ откорм гибридного молодняка с применением применить сбалансированных кормов. Кроме того, одновременно провести откорм 10 и более голов, максимально облегчив труд по уходу за животными.
Первоначальными ресурсами являлись: технология крупного свинокомплекса и информация об организации аналогичного откорма в Дании. Сложность возникла из-за отсутствия цены на товарный молодняк весом 16-20 кг и желания у репродукторов его продавать. Использование в качестве поставщиков молодняка мелких производителей, которые занимаются реализацией молочных поросят, было отвергнуто изначально из-за слабого ветеринарного обслуживания и отсутствия племенной работы.
При организации эксперимента были проанализированы возможности репродукторов на территории Рязанской области. В эксперимент согласились войти 3 репродуктора. Для поставки комбикормов было выбрано 6 комбикормовых заводов. Сбыт продукции предполагалось производить на Шацкий, Рязанский и Захаровский мясокомбинаты.
Практическая реализация эксперимента началась в октябре 2005 года.
Эксперимент продолжался более года и был завершен в связи с резким ростом цен на комбикорма. В итоге за время работы получены следующие результаты:
Создан обслуживающий кооператив, который обеспечил поставку молодняка свиней и комбикорма по предварительным заявкам.
В личном подворье при помощи 2х разнотипных кормушек было откормлено 40 свиней. До эксперимента в хозяйстве откармливали 1-2х поросят. Основной ограничитель – недостаточная площадь сарая и ручное удаление навоза. Чистый доход от одной головы составил около 1500 руб. Общий чистый доход около 60 тысяч рублей. Подсчет дохода имеет определенную степень погрешности: с одной стороны, комбикорм расходовался для кормления кур и уток, с другой – отходы с огорода не учитывались.
В фермерском хозяйстве установлено более 10 автоматических кормушек, поголовье увеличено со 100 до 500 голов без увеличения обслуживающего персонала. С реализацией продукции на практике получилось не так, как планировалось. Фермерское хозяйство реализовывало мясо через оптового посредника, который имел торговую точку на рынке, с личного подворья вся реализация прошла через колхозный рынок. Такая схема оказалась наиболее приемлемой для конкретных производителей, исходя из объемов производства.
Главное, что подтвердил эксперимент — современные технологии можно успешно применять в малых формах хозяйствования. Например, применение современных кормушек упрощает труд, подтверждаются их паспортные данные об экономии корма при одновременном улучшении качества мяса. При малых объемах потребления комбикорма, его доставка производилась в мешках, что влекло за собой дополнительные затраты. При создании системы бестарного хранения будет достигнута дополнительная экономия, что доказано опытом малого ФХ, в котором при бестарной доставке корм хранился в приспособленной емкости.
Для ЛПХ стабильная и эффективная занятость семьи достигается, если размер чистого дохода составляет 80 тыс. руб. и более. Учитывая среднедневные трудозатраты порядка 2 чел — час и получение дохода от реализации продукции с огорода, такая схема обеспечения занятости сельской семьи вполне может рассматриваться как базовая.
6. Предложения по улучшению организации работы с ЛПХ и малыми фермерскими хозяйствами.
Разделить ЛПХ только на две категории: товарные и нетоварные. Соответственно, выработать особые подходы к организации работы с этими видами подсобных хозяйств. В качестве основного критерия для отнесения к товарным хозяйствам — использовать обязательное условие постоянного производства товарной продукции, наличия для этого ресурсов, желания владельца ЛПХ иметь статус товарного хозяйства. Такое хозяйство несет самостоятельно ответственность за качество и безопасность реализуемой продукции, получает право самостоятельно реализовывать продукцию, получает субсидии от государства как сельхозтоваропроизводитель. Объем произведенной продукции не влияет на отнесение к категории, он может учитываться для налогообложения и т.п.
Остальные хозяйства – нетоварные. Они значимы как для самого домохозяйства, так и для экономики государства в целом. Это повышение дохода сельского населения, дополнительная занятость. И они также могут получать поддержку от государства. Однако реализовывать свою продукцию напрямую они не имеют права, — только на рынке, где есть лаборатория или через кооператив (предпринимателя), который несет ответственность за качество и безопасность продукции. Задача бизнеса и государства обеспечить реализацию излишков продукции у данной категории ЛПХ. Для этого необходим ежегодный прогноз их объемов. Так как, например, урожай яблок имеет как минимум двухлетнюю цикличность из-за того, что население не применяет мер по регулированию урожайности, как это делают крупные садоводческие предприятия. При налаженной системе заготовок и торговли на рынках (аналогах бывших колхозных), возможен рост производства продукции и в этих хозяйствах.
Товарные — должны со временем приобрести статус фермерского хозяйства. Их может быть от 5% до 20 % от общего количества ЛПХ.
Важным здесь должно стать появление статуса фермерской семейной усадьбы. Причем и для фермера, и для гражданина, ведущего ЛПХ. Коренное отличие такой усадьбы от обыкновенного жилого дома – наличие значительного объема капитальных вложений в производственные здания и сооружения, их техническое оснащение. Продажа дома сельским жителем сейчас рассматривается как продажа жилого помещения. Надворные постройки, капитальные сооружения на огороде (теплицы, система орошения, хранилища для продукции (погреб, сарай)) мало влияют на стоимость недвижимости (дома). Если же доля капвложений в производство значительна, то и продаваться имущество должно именно как жилищно – производственный комплекс.
Необходимы льготные долгосрочные кредиты на покупку фермерского хозяйства.
Важный вопрос, который необходимо урегулировать на длительный срок – это налогообложение. Например, на 10 лет – мораторий на уплату налога при условии соблюдения лимита выручки (дохода), либо установление фиксированного налога аналогичного налогу на вмененных доход с уплатой один раз в год.
Необходимо стимулировать создание фермерами и гражданами, ведущими ЛПХ кооперативных консалтинговых центров. И здесь можно было бы использовать опыт фермерских консалтинговых центров в Дании. Вложение в эти центры бюджетного финансирования пропорционально финансированию самих участников кооперативов способствовало бы их быстрому развитию. На первых порах функцию консалтинга можно совместить с деятельностью обслуживающих или кредитных кооперативов.
Таким образом, личные подсобные хозяйства граждан, как и малые фермерские хозяйства имеют хорошие перспективы развития в условиях рынка. Однако, организационная работа с этими формами хозяйствования требует особых подходов, учитывающих как их преимущества, так и недостатки.
Список использованных источников.
«Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России». Сборник. Россельхозакадемия, 2011.
«Классификация сельскохозяйственных производителей на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». Узун В.Я, Сарайкин В.А., Гатаулина Е.А., ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2010.
«Датские кооперативы». Ассоциация датских кооперативных обществ и сельскохозяйственный совет Дании, 1993.
«Американское фермерство: XXI век». Черняков Б.А., М. 2002.
«Фермеры стареют, хозяйства укрупняются. Что показала сельхозперепись в США». Сайт AgroNews.ru, 17.07.2007 [http://www.agronews.ru/articleview.php?A > «Современный экономический словарь». Райзберг Б.А. и др., М. Инфра-М, 2004.
Cooperative Development Resource Guide [http://www.agr.state.ne.us/pub/apd/coop/coopguide.htm]

Автор: Скоморохов С.Н.

Вниманию жителей и гостей района!

Администрация городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан приглашает сельских товаропроизводителей, предпринимателей, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства района принять участие в традиционных сельскохозяйственных ярмарках, которые пройдут 14,21 сентября, 5,12 октября 2019 года на площади МАУ «Дворец спорта «Стерлитамак-Арена», по адресу г.Стерлитамак, ул.Коммунистическая, 101.

Режим работы ярмарокс 10.00до 16.00ч.

Справки по телефону:8(34745)22230.

Вниманию жителей и гостей района!

28 сентября 2019г. в центре с.Толбазы состоится ярмарка сельскохозяйственной продукции, товаров повседневного спроса и народного промысла. К участию приглашаются все желающие реализовать свою продукцию. Справки по телефону: 22230.

Начало в 10:00 ч.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПЧЕЛОВОДОВ

В связи с проведением международного 47 конгресса пчеловодов «Апимондия» в 2021 г. в г. Уфе по инициативе и при поддержке Главы Республики Башкортостан Хамитова Р.З., подготовлен проект программы развития пчеловодства в Республике Башкортостан до 2021 года. Основой проекта является создание условий для организации крупных промышленных пасек на базе КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, ориентированных на экспорт меда.

В настоящее время разрабатывается порядок и условия оказания государственной поддержки участникам Программы.

Как открыть личное подсобное хозяйство

Практически у каждого жителя пригорода и сел есть личное подсобное хозяйство, которое позволяет ему выращивать продукцию для собственных нужд. Но довольно часто этой продукции получается в избытке, и жители реализовывают ее на рынках и через магазины. Закон не запрещает такую деятельность, поэтому есть смысл рассматривать личное подсобное хозяйство, как отдельный бизнес.

Что такое личное подсобное хозяйство

Законодатель определяет личное подсобное хозяйство (ЛПХ) как форму деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая не относится к предпринимательской деятельности. Земельный участок под личное подсобное хозяйство не может превышать 2,5 гектаров. Все что выше, считается уже коммерческой деятельностью, которая должна облагаться налогом.

Земля под личное подсобное хозяйство выдается каждому владельцу дома в сельской местности в пожизненное пользование с правом наследования и продажи. Эту землю можно использовать только под сельскохозяйственные нужды, но разрешается возводить определенного типа постройки: для проживания и различные вспомогательные постройки для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Земля для бизнеса

Использование земли под личное подсобное хозяйство регулируется специальными законами. Их положения устанавливают, что под такие цели участки могут продаваться или сдаваться в аренду государством площадью не более 0,5 гектаров. Но при этом местным властям разрешено увеличивать этот размер максимум в пять раз. То есть для личного подсобного хозяйства можно найти землю максимум в 2,5 гектаров, если местные власти посчитают это возможным.

Для этих целей выделяют два вида земель: полевые и приусадебные. Последние обычно выделяются в границах населенного пункта и на них можно возводить постройки, в том числе и жилые. Под полевые могут выделяться земли сельскохозяйственного значения, но на них ничего нельзя строить. Открыть собственный бизнес можно с использованием как одних, так и других земель.

Как получить землю

Получить землю под ЛПХ в собственность можно несколькими способами:

  • купить;
  • получить в наследство;
  • получить посредством выделения земли государством.

Для этого надо подать соответствующее заявление в местную администрацию, которая рассматривает заявление в течение месяца. При положительном решении вместе с постановлением выдается схема участка или ордер на землю. На каждом документе должна стоять печать и подпись главы администрации.

На основании этих документов надо пройти регистрацию права на недвижимое имущество. В каждом регионе этим занимается отдельное государственное учреждение. Не позднее месяца вам должны выдать соответствующее свидетельство. Если до этого момента не были установлены границы участка, их очерчивают, составляют схему. За все эти манипуляции взимается плата. За установление границ – на договорной основе, а за регистрацию права собственности установлена государственная пошлина в размере полутора минимальных зарплат граждан.

Преимущества бизнеса

Главное преимущество такого бизнеса в том, что не нужно регистрировать ни юридическое лицо, ни индивидуального предпринимателя. Но если вы все-таки решите зарегистрировать последнего для ведения коммерческой деятельности, можно пользоваться самым низким процентом налогообложения – 6%.

Открыть такой бизнес – значит, трудоустроить всю свою семью, которая будет работать на общее благо. Если бизнес организовать правильно, он будет рентабельным на 100%. Тем более что такая продукция пользуется спросом у населения. Кроме этого, на такой бизнес выделяют целевые кредиты, выдают государственные субсидии.

Но чтобы личное подсобное хозяйство приносило стабильный доход, надо хорошо продумать бизнес-план и найти четкие ответы на основные вопросы:

  • На чем строить бизнес?
  • Куда сбывать продукцию?
  • Как конкурировать с уже работающими производителями?
  • Есть ли возможность открыть собственную торговую точку и как это сделать?

Нюансы изготовления сельхозпродукции

Ограничений по ведению личного подсобного хозяйства нет. Вы можете заниматься как животноводством, птицеводством, так и выращивать овощи, фрукты. Соответственно при избытке закон разрешает их реализовывать, как уже говорилось, без регистрации предприятия и уплаты налогов.

Правда, чтобы официально не платить налоги, надо соблюсти два важных условия:

  • Участок земли, предназначенный для развития вашего хозяйства, должен быть не более установленной законом площади.
  • Обслуживаться бизнес должен только членами вашей семьи, без привлечения труда наемных рабочих.

Мало того, можно получить в органах местного самоуправления документ, на основе которой свободно оформлять ветеринарное заключение продуктов личного хозяйства. Местные органы самоуправления обязаны вести учет всех личных подсобных хозяйств, расположенных на вверенной им территории. То есть, чтобы открыть бизнес, желательно стать на учет в местных органах самоуправления, где указать ваш вид деятельности. На основе этих данных и выдается справка с соответствующими сведениями.

Кредитование и субсидии

Сегодня этот бизнес и его развитие поддерживается различными структурами. Проще всего получить целевые кредиты от банков. Каждое банковское учреждение разрабатывает собственные программы поддержки сельскохозяйственной деятельности. Они имеют различные сроки действия и цели. Например, можно встретить предложение кредитования на двухлетний срок на такие нужды:

  • приобретение строительных материалов для ограждений и заборов;
  • приобретение посадочного материала, семян;
  • приобретение горюче-смазочных материалов;
  • оплату аренды помещений и земли;
  • оплату требуемой для орошения электроэнергии;
  • приобретение молодняка животных для разведения;
  • приобретение средств защиты растений, минеральных удобрений;
  • различные сезонные затраты.

Также часто встречаются предложения кредитов на капитальные расходы, связанные с подсобным бизнесом, на срок до пяти лет. Например:

  • закупку поголовья животных;
  • приобретение оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции или для животноводства;
  • возведение или ремонт помещений для животноводства;
  • покупку сельскохозяйственной земли и прочее.

Если для личного хозяйства нужна специальная техника, в бизнес-план тоже можно включить пункт о получении на нее кредита на специальных условиях. Деньги выдаются на:

  • приобретение различных автомобилей для использования в хозяйстве массой не более 3,5 тонн;
  • закупку тракторов мощностью до 100 л.с.;
  • закупку тракторных прицепов и полуприцепов;
  • закупку различного оборудования, с помощью которого будет осуществляться переработка сельскохозяйственной продукции или которое будет использовано в животноводстве;
  • оросительного оборудования и прочее.

Государственная поддержка

Государством разработаны специальные программы финансовой поддержки становления и развития, в том числе, личного подсобного хозяйства. Получить их непросто, надо соблюсти ряд условий и выиграть тендер, но возможность такая есть и ее стоит включить в бизнес-план.

Такая поддержка распределяется по регионам и выдается в органах местной власти. Чтобы получить шанс на нее, необходимо подать в него все необходимые документы вместе со справкой-расчетом на получение субсидий. Полный перечень документов и сроки их подачи устанавливаются местными органами власти. На основании поданных документов эта государственная структура формирует реестр претендентов на субсидии и проводит конкурс.

Условия получения субсидии

Если бизнес-план составляется с расчетом на получение государственных субсидий, надо учитываться, что чаще всего они выделяются на такие направления:

  • Частичное возмещение расходов по содержанию коров. При этом в личном хозяйстве их должно быть на момент подачи заявления не меньше трех. Средства выдаются из расчета 3 тыс. руб. на одну голову в год.
  • Частичное возмещение расходов на покупку оборудования и техники сельскохозяйственного значения, которая включена в список специального Приложения правил выдачи субсидий. Учтите, что план расходов на одно подсобное хозяйство составляет не более 150 тыс. руб. в год. Опять же, в нем должно насчитываться не менее трех коров к моменту подачи заявления о получении субсидии.

Документы для получения субсидии

Если в ваш план входит оформление такого рода государственной помощи, приготовьте такие документы:

  • соответствующее заявление по установленной форме;
  • выписку из похозяйственной книги, предусмотренной для ведения такого хозяйства (выписка должна быть оформлена тем же месяцем, которым подписано вышеуказанное заявление);
  • копии платежных документов или чеков, подписанные получателем средств, которые подтверждают оплату услуги искусственного осеменения за текущий год;
  • копии таких документов (заверенные владельцем хозяйства):
  • паспорта транспорта, которые поставлены на учет в хозяйстве;
  • платежных документов по договорам;
  • договоров на оказание услуг или выполнение работ, а также документы, которые подтверждают их выполнение;
  • договоров и других материалов, которые подтверждают закупку материалов, оборудования или техники.

Размеры субсидий зависят только лишь от выделенных бюджетных средств на эти цели в рамках данного региона.

Составление бизнес-плана

Даже если вы планируете вести личное подсобное хозяйство, вам, так или иначе, надо составить бизнес-план. Прежде всего, он поможет лично вам очертить стратегию развития предприятия, оценить возможные риски и найти пути их решения. Кроме этого, если вы рассчитываете на получение кредитов или субсидий, государственных или частных учреждений, бизнес-план вам тоже может понадобиться. Часто решения принимаются на основе предоставленных владельцем расчетов.

Поэтому бизнес-план должен быть составлен детально и грамотно. Для этого надо в обязательном порядке учесть и расписать такие моменты:

  • Какое планируется основное направление деятельности вашего хозяйства.
  • Какие дополнительные виды вы включаете в свой план деятельности.
  • Откуда будет идти основной, а откуда дополнительный доход.
  • Какие вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели.
  • В чем будут преимущества вашей продукции, благодаря чему вы собираетесь завоевать свою нишу на рынке.
  • Основная характеристика рынка: динамика, привлекательность, тенденции.
  • С какими рисками связана эта деятельность.
  • Как вы планируете бороться с рисками, как их можно нивелировать.
  • Планируется ли страхование имущества, по какой схеме.

На основе этих пунктов можно выделить три основные составляющие бизнес-плана, по которым он должен формироваться.

Организационный план

В этом разделе надо указать имя, фамилию и отчество владельца хозяйства, выбранное направление деятельности, опыт работы в ней, образование. Также надо указать других участников проекта, дать их характеристику. Здесь же надо описать условия выращивания продукции, собственность и прочее.

Производственный план

Эта часть посвящена характеристике земельного участка, технической базы, других собственных ресурсов владельца. Желательно дать точное их описание, преимущества, которые дает месторасположение, технические характеристики, состояние и прочее.

Финансовый план

Завершающей частью документа станет финансовый план. Он должен отражать такие показатели, как:

  • Предполагаемые доходы, которые рассчитываются исходя из предполагаемого объема производства и цены. По которой планируется реализовывать продукцию.
  • Предполагаемые расходы, которые рассчитываются из предполагаемых объемов закупок инвентаря, удобрений, медикаментов, кормов, расходов на электроэнергию и прочее.
  • Если будут расходы на налоги, их тоже надо учитывать.
  • Оплата труда участникам проекта, даже если к нему планируется привлекать только родственников.
  • Капитальные затраты – приобретение семян, скота, стройматериалов, оборудования и прочее.
  • Источники финансирования, их условия и формы.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Оцените бизнес идею: